» » » Тестостерон и предстательная железа: современный взгляд на проблему

Чем вы руководствуетесь при покупке лекарств?

 
 
 
опросник возрастных симптомов мужчины







Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Обмен ссылками



Тестостерон и предстательная железа: современный взгляд на проблему

22.12.09, посмотрело: 5 146

0
Ю.И. Заседа, медицинский директор клиники интимной медицины «Мужское здоровье», г. Киев

В Украине постоянно увеличивается число мужчин с синдромом андрогенной недостаточности, что связано с общим старением популяции. Этой проблеме посвящено значительное количество клинических исследований и научных публикаций. На сегодняшний день главным методом лечения синдрома недостаточности тестостерона является заместительная гормональная терапия, которая обладает рядом очевидных преимуществ, включая увеличение минеральной плотности кости и улучшение состава тела, сексуальной функции, настроения и самочувствия. Несмотря на это, практикующие урологи часто задаются вопросом о безопасности такого лечения в отношении предстательной железы (ПЖ). Раньше считалось, что терапия тестостероном у мужчин с синдромом дефицита тестостерона может негативно воздействовать на ПЖ. Тем не менее согласно последнему обзору всех имеющихся на сегодня данных такой эффект терапии тестостероном не подтвержден. В век медицины, основанной на доказательствах, очень важно, чтобы все выводы были взвешены и проверены научными методами. Представляем вниманию читателей обзор по проблеме влияния тестостерона на предстательную железу.

Теория о том, что тестостерон может стимулировать рост рака предстательной железы (РПЖ), возникла в 1941 г., когда Huggins и Hodges сообщили, что выраженное снижение тестостерона после кастрации или лечения эстрогенами вызывало регрессию метастатического РПЖ, в то время как назначение экзогенного тестостерона приводило к росту РПЖ [1]. Однако в этом исследовании участвовали только три пациента, результаты были представлены только для двух, из них один больной был уже кастрирован. У третьего пациента ежедневные инъекции тестостерона в течение 18 дней привели к увеличению простатической кислой фосфатазы (ПКФ) сыворотки, уровень которой значительно различался до и после лечения, причем через 3 нед после прекращения терапии тестостероном был получен такой же пиковый уровень ПКФ.
Известно, что снижение тестостерона сыворотки до кастрационных концентраций может снижать уровень простатического специфического антигена (ПСА) и замедлять прогрессию имеющегося РПЖ. Несмотря на это, доказать обратное – то есть увеличение риска РПЖ при увеличении тестостерона – не удается уже на протяжении 60 лет, с тех пор как появилась теория Huggins и Hodges. Так, РПЖ редко встречается у молодых мужчин, у которых уровень тестостерона высокий, и, напротив, РПЖ более распространен у пожилых мужчин, у которых уровень тестостерона снижается. Также следует отметить тот факт, что предраковая простатическая интраэпителиальная неоплазия (PIN), определяемая по данным аутопсий, у молодых мужчин не прогрессирует в рак на ранних стадиях.
Одно из возможных объяснений того, что снижение тестостерона вызывает регрессию РПЖ, в то время как для эффекта увеличения этого гормона результаты противоречивы, состоит в так называемой концепции насыщения. Согласно этой гипотезе, предложенной Fowler и Whitemore (1981) и подкрепленной Marks и соавт. (2006), максимальная стимуляция роста РПЖ достигается при относительно низких концентрациях тестостерона. Таким образом, нормальных уровней эндогенного тестостерона может быть достаточно для близкой к максимальной стимуляции опухолей ПЖ. При уровнях тестостерона ниже точки насыщения рост РПЖ зависит от концентрации тестостерона; это согласуется с тем фактом, что при нормализации тестостерона после андрогенной абляции рост РПЖ возобновляется.

Эпидемиологические исследования
Обзор имеющейся рецензированной медицинской литературы показал, что доводы в пользу предложенной теории взаимосвязи между тестостероном и РПЖ не убедительны. Обобщенные данные проспективных эпидемиологических исследований не предоставили доказательств прямой корреляции между эндогенным общим тестостероном и риском РПЖ, хотя сообщалось об изолированной положительной ассоциации с вычисленным свободным тестостероном и квартильным анализом соотношения «общий/свободный тестостерон». В некоторых исследованиях даже показана тенденция к снижению риска РПЖ у мужчин с высокими уровнями тестостерона. Например, в исследовании типа «случай-контроль», проведенном в Финляндии, Норвегии и Швеции с участием 708 мужчин с диагнозом РПЖ и 2242 без этой патологии, условный логистический регрессионный анализ выявил снижение риска РПЖ при увеличении общего тестостерона (относительный риск – ОР – 0,80 для самой высокой квартили по сравнению с самой низкой квартилей) [2]. Следует учитывать, что интерпретации данных, полученных в эпидемолигических исследованиях, препятствует множество различных факторов.

Тестостерон и стадия РПЖ
В ряде недавних исследований было установлено, что более низкие уровни тестостерона выступают предикторами более агрессивного и/или более распространенного заболевания у мужчин с РПЖ.
В исследовании Melbourne Collaborative Cohort Study, в котором проанализированы данные 524 мужчин в возрасте 47-80 лет с диагнозом РПЖ (средний период наблюдения 8,7 лет) и 1859 мужчин из общей популяции, высокие уровни тестостерона сопровождались сниженным риском агрессивного рака [3]. Относительный риск агрессивного РПЖ снижался почти в два раза при удвоении концентрации общего тестостерона (ОР 0,55) и андростендиона (ОР 0,51). Рак предстательной железы считали агрессивным, если оценка по Глисону была >7 или заболевание классифицировалось как плохо дифференцированное; случаи со стадией Т4, с наличием метастазов в лимфатических узлах или отдаленных метастазов считали агрессивным РПЖ независимо от оценки по Глисону и степени дифференциации.
Тестостерон и предстательная железа: современный взгляд на проблемуВ исследовании с участием 82 японцев в возрасте 50-77 лет с локализованным РПЖ, перенесших радикальную простатэктомию, установлено, что средний уровень тестостерона до операции был значительно ниже у мужчин, у которых процесс не ограничивался пределами органа (табл. 1). Многомерный анализ показал, что уровни тестостерона и ПСА до операции и оценка по шкале Глисона были достоверными предикторами внепростатического РПЖ [4]. Механизм, благодаря которому уровни тестостерона сыворотки могут влиять на прогноз РПЖ, остается неизвестным.

Влияние тестостерона на ткань ПЖ
Недавно завершилось исследование эффектов заместительной терапии тестостерона на ткань предстательной железы у мужчин с поздним гипогонадизмом [5]. В этом рандомизированном двойном слепом исследовании 44 здоровых мужчин в возрасте 48-78 лет с тестостероном сыворотки <300 нг/дл и Тестостерон и предстательная железа: современный взгляд на проблемусоответствующими симптомами рандомизировали для получения 150 мг тестостерона энантата или плацебо внутримышечно каждые 2 недели в течение 6 мес. У 40 мужчин до и после лечения проведена биопсия ПЖ. Лечение тестостероном привело к значительному увеличению уровней Тестостерон и предстательная железа: современный взгляд на проблемутестостерона и дигидротестостерона (ДГТ) в сыворотке, но не в ткани предстательной железы (табл. 2). Значимые изменения объема ПЖ, показателей урофлоуметрии и оценки по шкале IPSS (International Prostate Symptom Score) отсутствовали в обеих группах (рис.). Уровни ПСА значительно (р<0,01) увеличивались как в группе тестостерона (с 1,55 до 2,29 нг/мл), так и плацебо (с 0,97 до 1,10 нг/мл), однако оставались относительно низкими. Отмечено четыре случая РПЖ в группе плацебо и два случая – в группе терапии тестостероном. Терапия тестостероном не оказывала влияния на гистологию ПЖ, тканевые биомаркеры клеточной пролиферации, андрогеновые рецепторы, ангиогенез, а также экспрессию известных генов, регулируемых андрогенами (PSA, AR, NKX3.1, PAP2A), связанных с клеточным стрессом (CLU) и ангиогенезом (VEGF).
В исследованиях с участием молодых здоровых мужчин, получавших тестостерон, также не удалось подтвердить увеличение объема ПЖ и ПСА сыворотки. Например, в исследовании, в котором изучали влияние тестостерона внутримышечно (100, 250 или 300 мг/нед в течение 15 нед) на предстательную железу у 31 добровольца в возрасте 21-39 лет, значимых изменений объема ПЖ и ПСА сыворотки отмечено не было, несмотря на достоверное увеличение тестостерона сыворотки при назначении доз 250 и 300 мг [6]. В похожем исследовании у 61 добровольца в возрасте 18-35 лет не установлено значимых изменений ПСА сыворотки после внутримышечного введения тестостерона энантата (25, 50, 300 или 600 мг/мес) плюс длительно действующий агонист гонадотропин-рилизинг гормона в течение 20 нед, хотя тестостерон сыворотки увеличивался дозозависимо [7].

Выводы и рекомендации
Таким образом, спустя более чем 60 лет после появления теории о том, что более высокие уровни тестостерона плазмы увеличивают риск рака предстательной железы, она все еще не доказана. Первоисточником этой идеи были казуистические сообщения и опыты на животных, которые нельзя экстраполировать на клиническую ситуацию. В сравнительных исследованиях терапия тестостероном не увеличивала риск патологии предстательной железы и не влияла на уровень простатического специфического антигена; в то же время не было проведено ни одного рандомизированного исследования у мужчин с анамнезом РПЖ. Следовательно, для окончательного подтверждения безопасности тестостерона и других половых стероидов в отношении предстательной железы необходимы масштабные рандомизированные контролированные клинические исследования.
Вместе с тем постоянно увеличивается число мужчин с синдромом дефицита тестостерона, что связано с общим старением популяции. На сегодня существуют четкие доказательства того, что терапия тестостероном у мужчин с гипогонадизмом имеет ряд положительных эффектов. 
Международное общество андрологии (International Society of Andrology, ISA), Международное общество по изучению проблем мужского старения (International society for the Study of Aging Male, ISSAM) и Европейская урологическая ассоциация (European Association of Urology, EAW) предложили ряд рекомендаций по проведению заместительной терапии тестостероном. Прежде всего, терапия тестостероном абсолютно противопоказана мужчинам с подозрением или наличием рака предстательной или молочный железы. Терапия тестостероном не рекомендуется мужчинам с обструкцией нижних мочевыводящих путей вследствие доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Возраст сам по себе, при отсутствии четких противопоказаний, не является противопоказанием к терапии тестостероном. Однако у мужчин старше 45 лет перед назначением заместительной терапии тестостероном и следует проводить пальцевое ректальное обследование и определять ПСА; в динамике терапии тестостероном эти исследования проводят ежегодно.
В настоящее время синтезированы более совершенные препараты тестостерона для проведения длительной терапии андрогенного дефицита у мужчин. Небидо представляет собой препарат-депо с замедленным высвобождением действующего вещества (тестостерона ундеканоата), который можно применять в виде инъекций всего 4 раза в год. Терапия Небидо позволяет поддерживать стабильную концентрацию тестостерона в крови, без резкого ее повышения или снижения, что является значительным преимуществом препарата перед другими схемами заместительной терапии. При этом результаты международных исследований влияния инъекций пролонгированного тестостерона (Небидо) на состояние предстательной железы и уровень ПСА показали, что объем предстательной железы и уровень ПСА несколько увеличились, но не выходили за пределы нормальных показателей [8].

Литература
1. Huggins C., Hodges C.V. Studies on prostatic cancer. I: the effect of castration, of estrogen and of androgen injection on serum phosphatases in metastatic carcinoma of the prostate. Cancer Res 1941;1:293-7.
2. Stattin P., Lumme S., Tenkanen L., et al. High levels of circulating testosterone are not associated with increased prostate cancer risk: a pooled prospective study. Int J.Cancer 2004;108:418-24.
3. Severi G., Morris H.A., MacInnis R.J., et al. Circulating steroid hormones and the risk of prostate cancer. Cancer Epidemiol Biomarkers Prev 2006;15:86-91.
4. Imamoto T., Suzuki H., Fukasawa S., et al. Pretreatment serum testosterone level as a predictive factor of pathological stage in localized prostate cancer patients treated with radical prostatectomy. Eur Urol 2005;47: 308-12.
5. Marks L.S., Mazer N.A., Mostaghel E., et al. Effect of testosterone replacement therapy on prostate tissue in men with late-onset hypogonadism: a randomized controlled trial. JAMA 2006;296:2351-61.
6. Cooper C.S., Perry P.J., Sparks A.E., MacIndoe J.H., Yates W.R., Williams R.D. Effect of exogenous testosterone on prostate volume, serum and semen prostate specific antigen levels in healthy young men. J Urol 1998;159:441-3.
7. Bhasin S., Woodhouse L., Casaburi R., et al. Testosterone dose-response relationships in healthy young men. Am J Physiol Endocrinol Metab 2001;281:E1172-81.
8. Sommer F., Engelmann U., Schwarzer U., Schubertt M. The effect of long-term testosterone(testosterone-undecanoate) replacement therapy on prostate volume in hypogonadal men// J. Sex Med., 2005; 2: 50-51.

источник: health-ua.com

 





Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Ключевые слова:


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Решите пример: 8 - 7 (ответ прописью)
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *