» » » Священник Антоний Ильин: "ПЛАСТМАССОВЫЕ ЛАТЫ НЕ ЗАЩИТЯТ"

Узко-специализированная часть сайта (Orthodox.od.ua) состоит только из ответов на вопросы, которые задают пациенты на приеме.


Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Обмен ссылками

Священник Антоний Ильин: "ПЛАСТМАССОВЫЕ ЛАТЫ НЕ ЗАЩИТЯТ"

20.08.09, посмотрело: 2 600

от этических проблем, которые ожидают будущего врача
"...Если мы признаем аборты, то мы должны признать и убийство детей, и возможность эвтаназии для психически больных людей, у которых тоже нет полноты персональности, но это было бы полным абсурдом..."

Священник Антоний Ильин, кандидат богословия, выпускник лечебного факультета Московской медицинской академии им. Сеченова (Первый мединститут) и Московской духовной академии. Участвовал в разработке "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви". В настоящее время является сотрудником секретариата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Служит в храме Рождества Христова в Измайлово.


- Что такое биоэтика?
В понятие "биоэтика" вкладывают разные значения. Начну с того, чем биоэтика не является. Во-первых, это не профессиональная корпоративная этика медработника (понятие значительно более узкое, чем биоэтика). Во-вторых, это не этика равенства всего живого, что часто ассоциируется, например, с Greenpeace. К сожалению, этические и экологические взгляды таких организаций, как Greenpeace, далеки от христианства и ближе скорее к язычеству. Хотя благоговение перед жизнью, перед даром жизни лежит в основе биоэтики.
В целом биоэтику можно определить как некое пространство диалога, где представители медицины, научного мира, религиозные и общественные деятели пытаются этически осмыслить прогресс медицины, что особенно актуально сейчас.
Суть биоэтики защита ценностей личности в сфере применения достижений биологии и медицины. То есть защита свободы и достоинства человека, которые нередко попираются или могут быть попраны современными биотехнологиями.
- Поясните, пожалуйста, на примере.
- Например, уничтожение эмбрионов, связанное с репродуктивными технологиями. Церковь (да и не только Церковь) признает человека на любой стадии развития носителем человеческого достоинства и дара жизни. Этическая проблема связана с тем, что при гормональной стимуляции овуляции для искусственного оплодотворения получается большое количество яйцеклеток и так или иначе они все оплодотворяются. Будущей матери имплантируется сразу несколько оплодотворенных яйцеклеток, чтобы повысить вероятность беременности, но при многоплодии лишние эмбрионы удаляются а это ведь убийство! Замороженные эмбрионы остаются до следующих попыток, но излишки их или уничтожаются, или используются для экспериментов.
Этично ли это? Достоевский говорил о слезинке одного ребенка, а тут слезинка не одного потенциального ребенка, а многих, уничтоженных ради прогресса медицины.
- Когда впервые появилось понятие "биоэтика"?
- Биоэтика обязана своим появлением Нюрнбергскому процессу и так называемому Нюрнбергскому кодексу, который родился как реакция на преступления нацистских врачей. Тогда была осознана недостаточность корпоративной медицинской этики, необходимость открытого диалога ученых и врачей по вопросам медицины, и, в частности, медицинских экспериментов. Тогда появилось одно из ключевых положений биоэтики: приоритет интересов личности перед интересами общества и науки. Была принята идея о необходимости свободного информированного согласия пациента на исследования и на врачебное вмешательство.
- Насколько клятва Гиппократа отражает биоэтические проблемы?
- Почти все этические проблемы, которыми занимается биоэтика, заложены в клятве Гиппократа. Беда в том, что клятва Гиппократа не является базовым документом для современных врачей. Поясню на нескольких примерах. Проблема эвтаназии в клятве Гиппократа говорится: "Я не дам никому просимого смертельного средства и не покажу пути для исполнения подобного замысла". Проблема конфиденциальности - в клятве есть слова: "В какой бы я дом ни вошел, я сделаю это для пользы больного и все вещи сохраню в тайне, даже не только те, которые относятся к болезни, но и к личной жизни больного".
Конечно, клятвы Гиппократа недостаточно, потому что она предписывает те отношения врача и пациента, ученого и испытуемого, которые получили название "медицинский патернализм". Условно говоря, это диктат врача: "Я направлю все свои действия на благо больного, избегая всякого вреда и несправедливости (знаменитое "не навреди") сообразно с моим разумением" - то есть мнение больного не учитывается. В этом недостаточность традиционной медицинской этики.
Сегодняшняя биоэтика основана на том, что должен быть диалог врача и больного, должно быть свободное, осознанное, основанное на объективной информации согласие больного на то, что с ним будут делать. Многие современные врачи с трудом принимают это положение биоэтики, часто опасаясь, что если сказать о смертельном диагнозе, то больной выбросится из окна. Хоть это и считается "хрестоматийным случаем", я думаю, на самом деле таких случаев не так много. Конечно, сообщение диагноза не должно быть простым информированием, это должно быть соучастие в страданиях больного. Потому что сказать больному о диагнозе и не принять на себя тяжесть этого - тоже не этично. Сообщение диагноза - это большая ответственность.
- Но сочувствовать, сопереживать всегда - очень тяжело для любого человека, и для врача тоже... Так никаких душевных сил не останется...
- Да, проще скрыть информацию. Как бы мы ни прикрывались благом больного, на самом деле это просто проще. Именно поэтому этим путем идут. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), хотя принадлежал к традиционной медицинской школе, был противником сокрытия диагноза, потому что как верующий человек он считал, что это возможность покаяния для человека. Возможность переосмысления своей жизни перед лицом вечности. Естественно, в такой ситуации человек не должен быть в пустоте, он должен быть окружен заботливым и милосердным вниманием. Это лежит в основе хосписного движения, которое является христианской и вообще этичной альтернативой эвтаназии.
Когда человек говорит: "Убей меня", на самом деле он хочет сказать: "Будь рядом со мной, раздели мою боль". А это мы часто не готовы сделать. Но это отдельный разговор. Каждая проблема биоэтики заслуживает отдельного разговора.
- Проблема абортов особенно актуальна в наше время. И все же - почему Церковь считает аборт грехом, убийством?
- Отношение Церкви к аборту как к убийству основано на том, что Церковь признает эмбрион на любой стадии развития носителем человеческого достоинства и священного дара жизни.
Нам говорят, что нельзя признать эмбрион личностью, но мы и не настаиваем на том, что он личность, субъект права. Мы говорим, что эмбрион на самой ранней стадии развития - человеческое существо. Персональность, уникальность человека начинается не с момента рождения, появления способности чувствовать, или формирования нервной системы, но с самого момента зачатия. Потому что объединение генетической информации отца и матери и начало нового генома и является качественным моментом, запуском новой программы развития. Оплодотворенная клетка - зигота - отличается от яйцеклетки, это уже нечто уникальное.
- Но одно дело клетка, а другое - человек, личность...
- Мы не отрицаем принципа градуализма - человеческое существо в утробе матери приобретает личностность, персональность постепенно, так же как и человек обретает полноту своей персональности в течение жизни.
Мы не можем сказать, что ребенок является сформировавшейся личностью. Потому что он еще не реализовал себя как личность, не раскрылся, но он является потенциальной личностью, так же как и эмбрион - "person to be".
Если мы признаем аборты, то мы должны признать и убийство детей, и возможность эвтаназии для психически больных людей, у которых тоже нет полноты персональности, но это было бы полным абсурдом.
- Создается впечатление, что биоэтика - наука о том, что такое хорошо и что такое плохо...
- Этическая напряженность, которую вы выразили словами "хорошо - плохо", здесь присутствует. Но нельзя давать готовые рецепты. Исходя из ценностей биоэтики, мы порой выбираем не абсолютное благо, а наименьшее зло. Есть понятие "пропорционального риска", принцип "двойного эффекта", когда желается благо, но неизбежным результатом является зло: например, гибель плода при внематочной беременности. Важно научить студентов мыслить, слушать и воспринимать другую точку зрения.
Поэтому биоэтика не должна превращаться в элемент церковной доктрины. Я боюсь, что негативная реакция студентов на преподавание биоэтики некоторыми православными преподавателями связана именно с этим. Надо дать студентам увидеть все многообразие различных подходов, существующих в биоэтике, и научиться самим мыслить, чувствовать и прислушиваться к голосу совести на основании полной и всесторонней информации о проблеме.
- Существует ли православная медицина или ее нужно создать?
Я не сторонник создания православной медицины, это большая ошибка. Нет никакой отдельной православной медицины. Оптимальная ситуация - это когда профессиональный врач при этом является искренне верующим человеком. Такой врач, будет осмысливать с христианской точки зрения все то, что ему встречается в клинической практике.
- Какой будет первая этическая проблема, с которой столкнутся выпускники медицинского института?
- Я не знаю, какой будет первая проблема. Это будет обуславливаться специальностью. Акушер-гинеколог столкнется с этическими проблемами репродуктивной сферы. Те, кто работает в реанимации и интенсивной терапии, неизбежно столкнутся с проблемой жизнеподдерживающего лечения, его эффективности и возможности его прекращения, с проблемой обезболивания.
Практически все так или иначе столкнутся с проблемой конфиденциальности, врачебной тайны.
Проблемы будут очень разными, и хотелось бы, чтобы молодые медики были к этому готовы.
Хотелось бы посоветовать молодым медикам не пытаться прикрыть свою боль, раны своей души маской напускного цинизма. Я прекрасно понимаю, что это не цинизм, а боязнь быть беззащитным. Но понимаете, это пластмассовые латы, которые на самом деле абсолютно не нужны. Не стоит бояться, потому что только будучи такими открытыми мы можем и расположить других людей к себе, и обрести помощь Божию, которая приходит только тогда, когда мы осознаем свою немощь и самонедостаточность.
- Может ли врач стать святым?
- Святые врачи составляют особый тип святости в Православной Церкви - бессребренники и чудотворцы. Их много: Косьма и Дамиан, Кир и Анна, Самсон и Диамит, Фотий и Никита, Агапит Киево-Печерский. Недавно к сонму святых причислен святитель-хирург Лука (Войно-Ясенецкий). Много других. Думаю, что небезынтересно для будущих врачей ознакомиться с их житием, особенно тех, кто ближе к нам по времени.

Автор: ГАДЖИНСКАЯ Светлана , ИЛЬИН Антоний, протоиерей, настоятель Свято-Никольского Собора в Брюсселе, секретарь Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, вице-президент Европейского Русского Альянса
  // сайт «Фома.ру»



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Категория: Гармония души и тела / Медицина и православие






Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Решите пример: 11 - 4 (ответ числом)
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *