Священник Антоний Ильин: "ПЛАСТМАССОВЫЕ ЛАТЫ НЕ ЗАЩИТЯТ"
20.08.09, посмотрело: 2 600
от этических проблем, которые ожидают будущего врача
"...Если мы признаем аборты, то мы должны признать и убийство детей, и возможность эвтаназии для психически больных людей, у которых тоже нет полноты персональности, но это было бы полным абсурдом..."
Священник Антоний Ильин, кандидат богословия, выпускник лечебного факультета Московской медицинской академии им. Сеченова (Первый мединститут) и Московской духовной академии. Участвовал в разработке "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви". В настоящее время является сотрудником секретариата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Служит в храме Рождества Христова в Измайлово.
- Что такое биоэтика?
В понятие "биоэтика" вкладывают разные значения. Начну с того, чем биоэтика не является. Во-первых, это не профессиональная корпоративная этика медработника (понятие значительно более узкое, чем биоэтика). Во-вторых, это не этика равенства всего живого, что часто ассоциируется, например, с Greenpeace. К сожалению, этические и экологические взгляды таких организаций, как Greenpeace, далеки от христианства и ближе скорее к язычеству. Хотя благоговение перед жизнью, перед даром жизни лежит в основе биоэтики.
В целом биоэтику можно определить как некое пространство диалога, где представители медицины, научного мира, религиозные и общественные деятели пытаются этически осмыслить прогресс медицины, что особенно актуально сейчас.
Суть биоэтики защита ценностей личности в сфере применения достижений биологии и медицины. То есть защита свободы и достоинства человека, которые нередко попираются или могут быть попраны современными биотехнологиями.
- Поясните, пожалуйста, на примере.
- Например, уничтожение эмбрионов, связанное с репродуктивными технологиями. Церковь (да и не только Церковь) признает человека на любой стадии развития носителем человеческого достоинства и дара жизни. Этическая проблема связана с тем, что при гормональной стимуляции овуляции для искусственного оплодотворения получается большое количество яйцеклеток и так или иначе они все оплодотворяются. Будущей матери имплантируется сразу несколько оплодотворенных яйцеклеток, чтобы повысить вероятность беременности, но при многоплодии лишние эмбрионы удаляются а это ведь убийство! Замороженные эмбрионы остаются до следующих попыток, но излишки их или уничтожаются, или используются для экспериментов.
Этично ли это? Достоевский говорил о слезинке одного ребенка, а тут слезинка не одного потенциального ребенка, а многих, уничтоженных ради прогресса медицины.
- Когда впервые появилось понятие "биоэтика"?
- Биоэтика обязана своим появлением Нюрнбергскому процессу и так называемому Нюрнбергскому кодексу, который родился как реакция на преступления нацистских врачей. Тогда была осознана недостаточность корпоративной медицинской этики, необходимость открытого диалога ученых и врачей по вопросам медицины, и, в частности, медицинских экспериментов. Тогда появилось одно из ключевых положений биоэтики: приоритет интересов личности перед интересами общества и науки. Была принята идея о необходимости свободного информированного согласия пациента на исследования и на врачебное вмешательство.
- Насколько клятва Гиппократа отражает биоэтические проблемы?
- Почти все этические проблемы, которыми занимается биоэтика, заложены в клятве Гиппократа. Беда в том, что клятва Гиппократа не является базовым документом для современных врачей. Поясню на нескольких примерах. Проблема эвтаназии в клятве Гиппократа говорится: "Я не дам никому просимого смертельного средства и не покажу пути для исполнения подобного замысла". Проблема конфиденциальности - в клятве есть слова: "В какой бы я дом ни вошел, я сделаю это для пользы больного и все вещи сохраню в тайне, даже не только те, которые относятся к болезни, но и к личной жизни больного".
Конечно, клятвы Гиппократа недостаточно, потому что она предписывает те отношения врача и пациента, ученого и испытуемого, которые получили название "медицинский патернализм". Условно говоря, это диктат врача: "Я направлю все свои действия на благо больного, избегая всякого вреда и несправедливости (знаменитое "не навреди") сообразно с моим разумением" - то есть мнение больного не учитывается. В этом недостаточность традиционной медицинской этики.
Сегодняшняя биоэтика основана на том, что должен быть диалог врача и больного, должно быть свободное, осознанное, основанное на объективной информации согласие больного на то, что с ним будут делать. Многие современные врачи с трудом принимают это положение биоэтики, часто опасаясь, что если сказать о смертельном диагнозе, то больной выбросится из окна. Хоть это и считается "хрестоматийным случаем", я думаю, на самом деле таких случаев не так много. Конечно, сообщение диагноза не должно быть простым информированием, это должно быть соучастие в страданиях больного. Потому что сказать больному о диагнозе и не принять на себя тяжесть этого - тоже не этично. Сообщение диагноза - это большая ответственность.
- Но сочувствовать, сопереживать всегда - очень тяжело для любого человека, и для врача тоже... Так никаких душевных сил не останется...
- Да, проще скрыть информацию. Как бы мы ни прикрывались благом больного, на самом деле это просто проще. Именно поэтому этим путем идут. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), хотя принадлежал к традиционной медицинской школе, был противником сокрытия диагноза, потому что как верующий человек он считал, что это возможность покаяния для человека. Возможность переосмысления своей жизни перед лицом вечности. Естественно, в такой ситуации человек не должен быть в пустоте, он должен быть окружен заботливым и милосердным вниманием. Это лежит в основе хосписного движения, которое является христианской и вообще этичной альтернативой эвтаназии.
Когда человек говорит: "Убей меня", на самом деле он хочет сказать: "Будь рядом со мной, раздели мою боль". А это мы часто не готовы сделать. Но это отдельный разговор. Каждая проблема биоэтики заслуживает отдельного разговора.
- Проблема абортов особенно актуальна в наше время. И все же - почему Церковь считает аборт грехом, убийством?
- Отношение Церкви к аборту как к убийству основано на том, что Церковь признает эмбрион на любой стадии развития носителем человеческого достоинства и священного дара жизни.
Нам говорят, что нельзя признать эмбрион личностью, но мы и не настаиваем на том, что он личность, субъект права. Мы говорим, что эмбрион на самой ранней стадии развития - человеческое существо. Персональность, уникальность человека начинается не с момента рождения, появления способности чувствовать, или формирования нервной системы, но с самого момента зачатия. Потому что объединение генетической информации отца и матери и начало нового генома и является качественным моментом, запуском новой программы развития. Оплодотворенная клетка - зигота - отличается от яйцеклетки, это уже нечто уникальное.
- Но одно дело клетка, а другое - человек, личность...
- Мы не отрицаем принципа градуализма - человеческое существо в утробе матери приобретает личностность, персональность постепенно, так же как и человек обретает полноту своей персональности в течение жизни.
Мы не можем сказать, что ребенок является сформировавшейся личностью. Потому что он еще не реализовал себя как личность, не раскрылся, но он является потенциальной личностью, так же как и эмбрион - "person to be".
Если мы признаем аборты, то мы должны признать и убийство детей, и возможность эвтаназии для психически больных людей, у которых тоже нет полноты персональности, но это было бы полным абсурдом.
- Создается впечатление, что биоэтика - наука о том, что такое хорошо и что такое плохо...
- Этическая напряженность, которую вы выразили словами "хорошо - плохо", здесь присутствует. Но нельзя давать готовые рецепты. Исходя из ценностей биоэтики, мы порой выбираем не абсолютное благо, а наименьшее зло. Есть понятие "пропорционального риска", принцип "двойного эффекта", когда желается благо, но неизбежным результатом является зло: например, гибель плода при внематочной беременности. Важно научить студентов мыслить, слушать и воспринимать другую точку зрения.
Поэтому биоэтика не должна превращаться в элемент церковной доктрины. Я боюсь, что негативная реакция студентов на преподавание биоэтики некоторыми православными преподавателями связана именно с этим. Надо дать студентам увидеть все многообразие различных подходов, существующих в биоэтике, и научиться самим мыслить, чувствовать и прислушиваться к голосу совести на основании полной и всесторонней информации о проблеме.
- Существует ли православная медицина или ее нужно создать?
Я не сторонник создания православной медицины, это большая ошибка. Нет никакой отдельной православной медицины. Оптимальная ситуация - это когда профессиональный врач при этом является искренне верующим человеком. Такой врач, будет осмысливать с христианской точки зрения все то, что ему встречается в клинической практике.
- Какой будет первая этическая проблема, с которой столкнутся выпускники медицинского института?
- Я не знаю, какой будет первая проблема. Это будет обуславливаться специальностью. Акушер-гинеколог столкнется с этическими проблемами репродуктивной сферы. Те, кто работает в реанимации и интенсивной терапии, неизбежно столкнутся с проблемой жизнеподдерживающего лечения, его эффективности и возможности его прекращения, с проблемой обезболивания.
Практически все так или иначе столкнутся с проблемой конфиденциальности, врачебной тайны.
Проблемы будут очень разными, и хотелось бы, чтобы молодые медики были к этому готовы.
Хотелось бы посоветовать молодым медикам не пытаться прикрыть свою боль, раны своей души маской напускного цинизма. Я прекрасно понимаю, что это не цинизм, а боязнь быть беззащитным. Но понимаете, это пластмассовые латы, которые на самом деле абсолютно не нужны. Не стоит бояться, потому что только будучи такими открытыми мы можем и расположить других людей к себе, и обрести помощь Божию, которая приходит только тогда, когда мы осознаем свою немощь и самонедостаточность.
- Может ли врач стать святым?
- Святые врачи составляют особый тип святости в Православной Церкви - бессребренники и чудотворцы. Их много: Косьма и Дамиан, Кир и Анна, Самсон и Диамит, Фотий и Никита, Агапит Киево-Печерский. Недавно к сонму святых причислен святитель-хирург Лука (Войно-Ясенецкий). Много других. Думаю, что небезынтересно для будущих врачей ознакомиться с их житием, особенно тех, кто ближе к нам по времени.
Автор: ГАДЖИНСКАЯ Светлана , ИЛЬИН Антоний, протоиерей, настоятель Свято-Никольского Собора в Брюсселе, секретарь Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, вице-президент Европейского Русского Альянса // сайт «Фома.ру»
Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Ключевые слова: является, биоэтика, больного, жизни, Церкви, медицины, биоэтики, Гиппократа, будет, медицинской, которые, человек, врача, человека, людей, особенно, Церковь, самом, понятие, сказать
Категория: Гармония души и тела / Медицина и православие
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.