» » Влияние православной семейной традиции на психическое и духовно-нравственное здоровье личности в семье.

Узко-специализированная часть сайта (Orthodox.od.ua) состоит только из ответов на вопросы, которые задают пациенты на приеме.


Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Обмен ссылками

Влияние православной семейной традиции на психическое и духовно-нравственное здоровье личности в семье.

05.10.10, посмотрело: 5 291

 \"Семья- это группа живущих вместе родственников,
     объединение людей, сплоченных едиными интересами\"
     С. И. Ожегов \"Словарь русского языка\",
     Москва , 1982 г.

     
     Основа, на которой строится жизнь каждой семьи, некая атмосфера, которая сильно влияет на формирование душевного образа ребенка, определяет развитие детских чувств, детского мышления. Эту общую атмосферу трудно определить словами, но можно назвать \"мироощущением семьи\". Как бы не сложились судьбы людей, выросших в одной семье, у них всегда остается что-то общее: их отношение к жизни, людям, самому себе, радости, горю. Взрослые люди в семье своими усилиями, своей собственной позицией и тем, что восприняли от своих родителей, создают у детей определенное отношение к жизни, под влиянием которого будет расти и развиваться по-своему личность каждого из наших детей. Никто не станет оспаривать тот факт, что любовь самое главное в семейной жизни. Тема материнской любви, любви ребенка к матери, к отцу, любовь братьев и сестер друг к другу и тема нарушения этой любви часто вдохновляет поэтов и художников.     
     В процессе воспитания любви семейная обстановка так важна, потому что совместно живут несколько человек разного возраста: на разных этапах развития, разных характеров, в разных отношениях друг другом и с разной ответственностью друг за друга.     
     
     В хорошей семье создаются добрые отношения между людьми и в этой атмосфере благосклонности приходят в детстве еще не раскрытые душевные силы человека. К несчастью в семейной жизни бывают и отклонения в любви. Родительская любовь иногда превращается в желание обладать детьми, растущую самостоятельность родители воспринимают как нарушение любви, как измену родителям, как неблагодарность к ним. Искаженные формы родительской любви являются нарушением здоровья семьи и искажают психологический климат в семье.     
     
     Актуальность этой проблемы на сегодняшний день очевидна. В современном обществе количество детей с невротическими расстройствами настораживает, так как неуклонно растет, при общем обследовании школ обнаружено, что более половины учащихся страдают неврозами. Психиатрами, психологами и педагогами эта проблема исследована подробно и обстоятельно. В частности, в многочисленных публикациях одного из постоянных исследователей этой проблемы А.И. Захарова многогранно показана связь детских неврозов с нарушением семейных отношений еще в прародительской семье и вытекающее из этого неправильное воспитание детей.     
     
     Большинство исследователей проблем неврозов придерживаются единого мнения о том, что одной из наиболее частых причин возникновения детских неврозов являются конфликтные взаимоотношения взрослых на всех уровнях. Конфликты эти разнообразны и многолики, но, как показывают наблюдения исследователей социально- психологической структуры семьи, в этом многообразии можно выделить несколько преобладающих характеристик. Наиболее часто встречается преобладание авторитета матерей и утрата отцами своих реальных позиций в семье, идущих от традиционного положения отца в семье. Большинством авторов в социально-психологическом портрете современной семьи отмечено также доминирование, т.е. преобладание, бабушки по линии матери.     
     
     Отмечается, что наиболее частой причиной конфликтов в отношениях между супругами являются взаимоотношения матери семьи со своими родителями, в основном из-за авторитета типа \"доминирования бабушки\". Исследования родительских семей дают такие же результаты. То есть, наиболее характерным измененным звеном взаимоотношений в семьях, где имеются дети-невротики, будет бабушка ребенка по материнской линии, обладающая, как правило, авторитарным характером, отличающимся гиперсоциальной направленностью (гипертрофированным чувством долга, обязательности, болезненно заостренной принципиальностью). В силу своего характера она безраздельно доминирует в семье, уменьшая воспитательное влияние на детей со стороны других членов семьи и, прежде всего, дочери.
     alt
     Мы хотели бы быть правильно понятыми. Все огромное многообразие причин, вызывающих семейные конфликты и многие другие параметры социально-психологического портрета современной семьи мы не сможем обсудить в рамках краткого сообщения. Нам хотелось бы обратить внимание присутствующих только на отдельные стороны проблемы, из которых хотелось бы обсудить вопрос о невротизируещем влиянии авторитарных бабушек по материнской линии и коснуться вопроса женского доминирования в современной семье.     
     
     Оба эти вопроса тесно переплетаются с проблемой семейного воспитания, с началом семейной жизни, с традициями народа, потому традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, обычай, установившийся порядок поведения в быту.
     
     Русская философская мысль, осмыслившая национальную традицию устроения государственности, оставила нам замечательные литературные памятники, посвященные традициям семейного устроения. Среди них \"Домострой\"-18 век, \"Учение о семейной жизни\" Святителя Филарета Московского, \"Семья и воспитание\" - сборник духовных работ святоотеческих авторов и многое другое.     
     
     Нам хотелось бы остановиться на анализе \"Чина свадебного\", изложенного в Домострое, описывающего порядок начала семейной жизни и вместе с тем являющегося прообразом, последующих будней семьи. Книга \"Домострой\" написана в 16 веке одним из соратников молодого царя Ивана (впоследствии Грозного) протопопом Сильвестром. Сильвестр был духовником царя и помощником митрополита Макария во всех его начинаниях, а также участвовал в собирании и создании канонов: с его участием был создан: \"Стоглав\"- Церковное право, \"Судебник\" - гражданское право и семейное право - \"Домострой\".
     
     Если коротко определить содержание Домостроя-то это формула: \"вера-надежда-любовь\" и мать их София – премудрость житейская. \"Како детей своих воспитати, како детей учите\", \"Како детям отца и мати любите\" и т. д. С точки зрения традиции устроения семьи и начала семейной жизни наших предков особенно интересен \"Чин свадебный\". По нему можно проследить место авторитарной бабушки по материнской линии во внутрисемейных отношениях по степени ее главенства в молодой семье. Разумеется, мы не можем излагать весь свадебный чин по причине ограниченности во времени, но наиболее интересны для нас его ключевые моменты.     
     
     Сватовство, подготовка к венчанию к венчанию      
     -подготовка к свадьбе начинается со сговора родителей молодых. В этот период невеста еще стоит \" тут\": возле своей матери.
     
     -от невесты, из ее дома \"едет постель\" в дом жениха, парадно, на лошадях, с образами, со свахой в шубке.
     
     -дружки жениха и сам жених встречают постель, поставят \"стоймя\" ржаные снопы, на них ковер, на него постель, образа и все для удобства: \"завеси и все для мытья и переодевания\".
     
     -все, изготовив, дружки всех выгоняют и запечатывают своими печатями все двери.
     -ставят караулить двух старейших и важнейших из села, они называются постельничими.
     -жених идет к своим родителям и получает благословение \"к месту ехати\".
     
     -дружки жениха едут к невесте, которая за \"занавеской наряжена\". Сваха ее целует ее и говорит \"Время тебе государыня идти к месту\". Тут мать невесту благословит, наденет \"начисто\", целует ее и \"она всхлипает\" И идут (еще вместе) - мать впереди, за ней невеста и плачет!
     alt
     -приезжает жених, сваха просит разрешения у брачующихся \"волосы чесати\", невеста расплетает косу, приносят на блюде венец. Молодые просят благословения у родителей невесты (тестя и тещи), далее новобрачным идти на венчание.
     
     
     Венчание, свадьба:
     
     -молодые венчаются в церкви без родителей, возвращаются в дом невесты, которая все время рядом с женихом, ее мать к ней не подходит, а только осыпает хмелем, соболями, лоскутами, монетами и т. д.      
     - новобрачных быстро отправляют в дом свекра, родители невесты туда не идут, а у себя \"пируют прохладно\" Провожает молодых тесть- отец невесты.      
     -в доме молодых встречает свекор, их осыпают хмелем, меховыми лоскутками, и тут же ведут новобрачных \"сести на постели\", с невесты снимают покрывало и говорят: \"Дай Господи Вам здорово почевати\".      
     -все гости уходят за пиршественные столы, а с новобрачными остаются дружки и свахи, которые и приносят весть радостную за праздничные столы, что у новобрачных \"все здорово\".      
     -гости приходят к новобрачным и сына за занавесями кормит отец, а жену его кормит свекровь и приносит ей \"студень птичий со сливками и с лимонами, и с огурцами\" и посылают гонцов к родителям невесты и сообщают, что \"все здорово\".      
     
     Последующие 3-4 свадебных дня.
     
     -для жениха и невесты готовят \"мыльню\", т.е. баню;
     
     - совершается молебен с освещением,
     
     - затем пиры поочередно: то в доме жениха, то в доме невесты; молодым родными дарятся дары, производится уточнение приданного.      
     
     Мать невесты сама к ней больше не приходит никогда. Если она приезжает в дом, где теперь живет ее дочь, то она - гостья старших, свекра и свекрови и с дочерью встречается только в присутствии свекрови.    
     
     Таков свадебный чин, таков порядок устроения новой семьи и в нем как мы видим, авторитарная бабушка по линии матери просто не может возникнуть и что-либо определять в молодой семье и как-либо невротизировать свою дочь и ее детей.      
     
     Устроение семьи на определенных православной традицией принципах, когда власть в семье принадлежала мужу и родственникам со стороны мужа, существовала в России в целом вплоть до 1917 года, когда революционные преобразования в обществе насильственно, сверху, в том числе законодательно отторгали складывавшуюся веками традицию семейной жизни. В этой искаженной и нарушенной традиции семейной жизни мы и живем. Опросы больных показывают, что в значительной части семей, где члены семьи страдают различными неврозами, внутрисемейные отношения м строятся на доминировании матери и бабушки по линии матери (тещи), что порождает многочисленные конфликты между мужем и женой провоцирует соответствующие неврозы у детей.      
     
     Не пора ли нам вернуться к истокам семейной традиции народа, осознать ее. Традиция -это не механическое или сонное повторение одного и того же действия, это усвоение мироощущения наших предков, обогащение своей духовности традиционным опытом, практические знания, которые возможно применить на практике.      alt
     Традиция-это тот корень, которым крепится к почве своего народа наша современная жизнь.
     
     Вот как книга Епископа Виссариона \"Семья и воспитание\", СПб, 1988 г., издание Общества Святителя Василия Великого, основанная на православной традиции семейной жизни, наставляет родителей жены. Родители должны напоминать дочери, что она не должна настаивать, чтобы в новом доме были заведены их порядки; напоминать дочери, что она ветвь, оторванная от своего родного дерева, родного дома, пересаженная в другой дом. Дом ее всегда принадлежит мужу. В доме мужа ее может посетить горе, но она не должна спешить с ним в дом к родителям. Иначе привычка к этому поставит ее в невыгодное положение между двумя семействами, так что можно будет сказать о ней: от одного берега отстала, а к другому не пристала.      
     
     Представляется очень важным как для профилактики неврозов, связанных с внутрисемейными конфликтами, так и для усвоения положительного опыта традиционной семьи осознание актуальности проблемы построения внутрисемейных отношений на здоровой основе. Необходимо довести до понимания общества, что психическое, духовно-нравственное здоровье всех членов семьи невозможно без правильного воспитания молодых людей ориентированных на создание ими здоровых внутрисемейных отношений. В этих вопросах важна традиция семейной жизни, когда женщина, создавшая семью , прежде всего жена своего мужа, а муж, как глава семьи, ответственен за семью, важно осознание каждым членом семьи своего полоролевого поведения.      
     
     Лучшее наследство, которое родители могут дать своим детям - это доброе воспитание. Все блага случайны и обманчивы, а доброе традиционное воспитание есть постоянное, прочное Божественное благо.
     
     
Волосова Е.П. -врач - психиатр 1-ой Градской больницы г. Москвы



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Ключевые слова:

Категория: Статьи / Семья и здоровье






Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Решите пример: 9 + 15 (ответ числом)
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *